Все мы ежедневно совершаем какие-либо покупки, пользуемся услугами ЖКХ, общественным транспортом, учимся, путешествуем. То есть являемся потребителями различного рода услуг, имеющие свои права и обязанности. Осведомленность о наших правах играет очень важную роль в нашей жизни и жизни всего общества в целом.
Всемирный день защиты прав потребителей — это просветительское мероприятие. Суть праздника в том, чтобы рассказать людям об их правах в сфере потребления. Просветительские мероприятия проходят во всем мире, в том числе и в России. Например, уже традиционно 15 марта по стране работают горячие линии — каждый желающий может по телефону получить подробное разъяснение своих прав как потребителя той или иной услуги.
Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.
Необходимость принятия в нашем государстве специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца, о равноправии сторон приходилось говорить только формально.
В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия данного Закона. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Основная задача Роспотребнадзора – это регулирование отношений между производителями, импортерами, продавцами товаров, организациями, которые оказывают различные услуги и потребителями. В случае возникновения спорных ситуаций, касающихся прав и законных интересов потребителей, граждане в праве обратиться в Роспотребнадзор.
Юрисконсульт: Говердовская С.А.
|