![](/_nw/1/s68467459.jpg)
Широко известен факт, что творческая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в момент творческой активности участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. В досуговой деятельности у детей совершенствуется не только познавательная деятельность, но также эмоционально-волевая сфера: умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное; творческая активность, умение мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым; умение ориентироваться в духовных ценностях общества; формируется умение сопереживать и радоваться общению.
Известно и то, что на эстетическое и нравственное развитие личности влияет народное творчество. Оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества.
Творческий потенциал у детей можно развивать через народное творчество:
--знакомить детей с традициями русского народа, их культурой, бытом, как издавна воспитывалось трудолюбие у детей, складывалось их мировоззрение, развивались эстетические чувства, укреплялись нравственные устои, как шла подготовка к взрослой жизни;
-объяснять, что в определении характера воспитания значимыми были такие факторы, как природа, история народа, религия, сложившиеся обряды, обычаи и т.д.
Нужно просто вместе с ребенком шагнуть в этот загадочный, удивительный мир. Начать работу можно с изучения и обыгрывания подвижных русских - народных игр («Перетягивание каната», «Ямщики» и др.) В часы досуга проводить конкурсы пословиц, поговорок скороговорок. Для повышения эмоционального тонуса конкурса, можно использовать кричалки: «Кто сумеет переговорить соседа, тот добудет победу!», «Кто за словом в карман не полезет?», «Главное - не опоздать! Сразу же пословицу назвать», «А кто прозевает, тот из игры вылетает».
Дети любят слушать сказки. Значит, необходимо читать им или с ними сказки. Потом можно предложить конкурс «Что за прелесть эти сказки». Дети угадывают, о какой сказке идёт речь. Важно обращать внимание детей на образное слово, интонацию и т.д. Затем провести конкурс рисунков «Моя любимая сказка».
А загадки? Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. Конечно, загадываем загадки, учим их наизусть.
Необходимо знакомить детей с русской песней на примере различных ансамблей. И почему бы в дальнейшем не организовать с детьми свой ансамбль русской народной песни?
Можно в особых нынешних условиях посетить онлайн-выставку русского народного костюма, с интересом рассмотреть народный костюм, его элементы, головные уборы. Позже дети обязательно нарисуют такие костюмы или постараются нарядить своих кукол в этом стиле.
Во время онлайн-экскурсий можно изучить народные промыслы (сказочная гжель, золотая хохлома, матрёшки и т.д.)
Большое внимание нужно уделять народным праздникам, которые проводятся в форме «посиделок». В длинные осенние и зимние вечера знакомить детей с календарными праздниками. Это и сбор урожая - «Осень, милости просим», «Святки», «Колядки», «Ряженые, суженые, приходите ко мне ужинать», проводим общешкольные праздники – « Просинец или Колядки», «Праздник урожая», «Русские посиделки» и т.д.
На пасхальной неделе можно устроить праздник «Пасха в традиционной культуре русского народа».
К участию в подготовке к празднику обязательно привлекать детей: делать поделки, оформлять комнату, пробовать самостоятельно красить яйца разными способами. При этом необходимо разъяснять традиции отмечания праздника, изучать приготовление пасхальных блюд.
Совершенно недопустима мысль о том, чтобы исчезли с лица земли выражения национальных ликов, национальной культуры.
По словам Д.К.Ушинского, «воспитание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Значит проблема творческого подхода к организации свободного времени детей --- задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление детей к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь дети это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.
![](/_nw/1/s45260176.jpg)
|