О раннем развитии детей…
Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.
Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, необходимо рассказать о феномене созревания мозга.
Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток (нейронов) и в процессе взросления их количество не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества этих связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3-х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в связи с развитием науки в конце 20 века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенным книгам, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.
Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?
С рождения мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга - это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой. Достаточно просто наблюдать за действиями другого и в этот момент в мозге будут возбуждаться те же группы нейронов. Этот механизм развивается у ребенка уже к 12 месяцам. Но для нас особенно интересно другое. У человека имеются еще и зеркальные нейроны, которые работают в случае наличия связи между людьми, привязанности. Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан. С взрослением круг нашей привязанности расширяется, и это позволяет нам подстраиваться под собеседника, который интересен. Но для малыша в начале существует только один близкий взрослый, на которого малыш настраивается и с которого начинает считывать и обучаться. И если такого одного постоянного взрослого рядом не оказывается в период от 12 месяцев до 2 лет, то малыш не приобретает не только привязанность, но и эту возможность использования зеркальных нейронов для обучения.
К чему все сводится. Мы сколько угодно можем развивать своего малыша, приглашая к нему нянь, говорящих на разных языках, отдавая в секции плавания для грудничков и заваливая модными развивающими игрушками, но самым эффективным для развития малыша было и остаётся ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ. И современная наука подходит к тому, чтобы объяснить нам с научной точки зрения вполне очевидные вещи.
Итак, что же поздно после трёх?
Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность. Если привязанность сформировалась по тревожному типу – ситуацию можно переломить, и нужно обязательно над этим работать, но сил и времени у вас на это уйдет намного больше, чем, если бы нормальная привязанность была сформирована сразу. И ещё, очень желательно, чтобы к кризису трех лет ваш ребенок говорил предложениями. Иначе его желания будут слишком сильно опережать его способность их выразить в понятном виде, а вам и без этих дополнительных трудностей проблем с ним хватит.
В остальном, основные принципы раннего развития такие:
1. Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку даст основу для развития речи и звуковысотного слуха.
2. Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику.
3. Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.
4. Потешки и песенки позволяют уловить ритм движений и речи, способствуют узнаванию своего тела, а также, при многократном повторении значимым взрослым - укреплению картины мира, носят успокаивающий характер.
5. Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры - формируют представления и закрепляют понятия о ролевых моделях, о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.
Важно, что в каждой игре, во что бы ни играл ребенок, взрослый является носителем культурной информации, знаний, которые ребенок усваивает. Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.
Взрослый может и должен внедряться в игру ребенка, если что-то идет не так и надо переписать шаблон. Например, если ребенок в игре выясняет отношения исключительно с помощью драки, взрослый должен показать альтернативный способ взаимодействия персонажей. И, по-хорошему, выяснить, откуда ребенок усвоил тот способ, который проявляет в игре. Взрослый должен обогащать и расширять игру ребенка, придавая ей новые смыслы и обогащая игру.
Вообще, поскольку правое полушарие является ведущим до 7 лет, любое развитие и обучение возможно только в игре. И идеально, если это игра свободная, а взрослый её только наблюдает и расширяет. Ведущим в игре должен оставаться ребёнок.
6. Само собой, физическое развитие: ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, танцы, прыжки на двух и затем на одной ноге, катание на самокате, беговеле – всё это обязательные источники развития для детей от нуля и старше. Всё, что связано с координацией движений очень важно не только для здоровья в целом, но и для развития межполушарного взаимодействия, которое позже критично для развития таких функций как чтение и письмо.
7. Современный мир невозможен без мультиков и телевизора. Чаще всего слышатся рекомендации о том, что надо исключить телевизор для малышей. Мультфильмы малышам можно, если они лишены бегающей картинки и большого количества мелких деталей.
Если у вас остались вопросы по раннему развитию вашего малыша, или вы никак не найдете золотую середину между заботой и тревожностью – звоните на детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122! Вместе мы справимся!
|