III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
!!! Защита прав и законных интересов потребителей финансовых услуг осуществляется в досудебном и судебном порядке. Досудебная защита прав потребителей финансовых услуг осуществляется следующими способами:
!!! Лучшая защита – это недопущение нарушений!
Внимательно читайте все условия договора и при необходимости проконсультируйтесь дополнительно со специалистом!
Защита прав посредством обращения к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (финансовому уполномоченному) Появление института финансового уполномоченного связано с принятием Федерального закона от 04 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный независим от органов власти, Банка России, организаций и должностных лиц. Он осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами, позволяя избежать обращения в суд. Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно.
Основаниями для обращения к финансовому уполномоченному для защиты своих прав являются: – финансовая организация должна входить в реестр или перечень организаций, которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным; СПОСОБЫ досудебной защиты подача претензии в финансовую организацию (ОБЯЗАТЕЛЬНО) подача жалобы на действия (бездействие) финансовой организации в Банк России, органы государственной власти (например, Роспотребнадзор, ФАС), прокуратуру обращение к финансовому уполномоченному 16 – спор между Вами и финансовой организацией должен быть имущественного характера и не должен превышать 500 тыс. руб. Исключение составляют случаи, когда страховщик нарушил порядок возмещения по ОСАГО, в таких ситуациях сумма не ограничена; – срок давности по обращениям к омбудсмену – три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, необходимо проверить, входит ли финансовая организация в реестр или в перечень финансовых организаций, обеспечивающих взаимодействие с финансовым уполномоченным. Если финансовая организация, в отношении которой существует спор, не включена в подобный реестр или перечень, следует обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.
Далее необходимо проверить, подлежит ли Ваше обращение рассмотрению финансовым уполномоченным.
!!! До направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением-претензией в оказавшую Вам услугу финансовую организацию.
Финансовая организация должна вам ответить:
1) в течение 15 рабочих дней со дня получения претензии, если она направлена в электронном виде по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней;
2) в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях. Если финансовая организация не ответила Вам или полученный ответ Вас не устраивает, Вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
1) в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного;
2) в письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного;
3) с 2022 г. обращение можно подать через портал государственных и муниципальных услуг и МФЦ.
К обращению должны быть приложены копии заявления-претензии в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу Вашего требования.
При возникновении вопросов Вы можете обратиться в контактный центр Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного по телефону: 8 (800) 200-00-10 В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному Вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:
• 15 рабочих дней, если обращение подает сам потребитель;
• 30 рабочих дней, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного
Вы вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.
!!! Более подробно ознакомиться с материалом о порядке обращения к финансовому уполномоченному можно перейдя по ссылке: http://ombudsman64.ru/?p=12243 или по QR-коду
|